Новости

  • 19.11.2019 09:21
  • Новости Росреестра
  • 17 Прочтений
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва доводит до сведения граждан информацию об организации 20.11.2019 мероприятий, приуроченных Всемирному дню прав ребенка и Всероссийскому дню правовой помощи детям мероприятий.

  • 19.11.2019 09:08
  • Новости Росреестра
  • 18 Прочтений

В существующей застройке Алтайского края немало индивидуальных жилых домов, находящихся в общей долевой собственности, при этом фактически каждая доля в домовладении представляет собой отдельное жилое помещение с изолированным входом.

Соответственно, с целью увеличения оборотоспособности своего имущества собственники таких долей желают разделить принадлежащие им домовладения в натуре, то есть выделить свои доли в здании и земельном участке в отдельные объекты недвижимости. Зачастую, собственники решают выделить свои доли в виде квартир. При этом такое решение не всегда является оптимальным.

Принимая решение о выделе доли необходимо иметь ввиду, что согласно ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ В«О государственной регистрации недвижимостиВ» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются. Следовательно, при создании квартир в жилом доме, требуется изменение его назначения на многоквартирный дом.

Необходимо также учитывать, что земельные участки, на которых могут располагаться индивидуальные жилые дома, имеет правовой режим отличный от правового режима земельных участков, сформированных для размещения иных объектов недвижимости. В частности, многоквартирный дом должен располагаться на едином земельном участке, который является общим имуществом собственников расположенных в таком доме квартир. Кроме того, присвоенные земельному участку вид разрешенного использования и категория должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации соответствующего вида жилого помещения.

Также преобразование жилого дома в многоквартирный дом и создание в нем квартир подразумевают возникновение особых правоотношений между собственниками таких квартир по вопросам управления и содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных, например, с использованием расположенного под ним земельного участка, инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги,

а также с ремонтом, переустройством и перепланировкой расположенных в нем помещений.

При этом действующее земельное законодательство, законодательство о градостроительной деятельности, документы градостроительного зонирования, принятые органами местного самоуправления в отношении территорий муниципальных образований ограничивают предельные (минимальные и максимальные) размеры земельного участка, на котором могут быть расположены объекты капитального строительства. В перспективе развития российского законодательства существует возможность установления дополнительных правовых ограничений для правообладателей земельных участков, занятых многоквартирными домами, в том числе не исключено принятие нормоположений, уменьшающих размер площади таких земельных участков, и правомочий, переданных собственникам квартир в таких домах.

Таким образом, выдел долей в жилом доме в виде квартир не всегда приводит к ожидаемым последствиям, поскольку имеет ряд «подводных камней».

Однако, указанное выше не означает невозможность реального раздела жилого дома между сособственниками – наиболее предпочтительным является раздел домовладения на блоки в доме блокированной застройки. Исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, являются жилыми домами блокированной застройки.

Каждый жилой дом, имеющий общую стену с другим жилым домом, фактически является отдельным блоком жилого дома блокированной застройки и представляет собой самостоятельный объект недвижимости, который подлежит государственному кадастровому учёту и права на который подлежат государственной регистрации.

Иными словами, блок в доме блокированной застройки наряду с индивидуальным жилым домом является самостоятельными объектом недвижимости, к несомненным плюсам которого необходимо отнести следующее:

- под каждым блоком формируется отдельный земельный участок, площадь которого устанавливается исходя из документов градостроительного зонирования (многоквартирный дом подлежит размещению на едином земельном участке,

к формированию такого земельного участка предъявляются более строгие требования);

- собственник блока имеет возможность оформления такого земельного участка в личную собственность (земельный участок под многоквартирным домом является общим имуществом собственников квартир в таком доме);

- ввиду отсутствия у соседей общего имущества, в отношении которого требуется совместное управление, собственник блока самостоятелен в вопросах владения и пользования принадлежащих ему блока и земельного участка (на земельном участке под блокированную жилую застройку допускается размещение индивидуальных гаражей и иных хозяйственных построек);

- собственник блока самостоятелен в вопросах распоряжения принадлежащих ему блока и сформированного под ним земельного участка (при продаже блока и земельного участка не требуется согласие соседа, тогда как такое согласие требуется при наличии у соседа доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок).

С учетом того, что образование блоков в данном случае осуществляется в результате раздела исходного объекта недвижимости (жилого дома), в соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемые объекты недвижимости осуществляется одновременно.

В случае, если для раздела здания и образования блоков в доме блокированной застройки требуется реконструкция здания, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные в результате раздела блоки осуществляются на основании заявления всех сособственников указанного объекта недвижимости с приложением соглашения о разделе объекта недвижимости или соответствующего решения суда, разрешения на ввод реконструированного объекта недвижимости в эксплуатацию, а также технического плана здания, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных блоков.

В случае, если здание изначально соответствовало признакам жилого дома блокированной застройки и реконструкция для его раздела не требуется, постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав

на образованные блоки осуществляется на основании заявления всех сособственников указанного объекта недвижимости с приложением соглашения о разделе объекта недвижимости или соответствующего решения суда, а также технического плана,

в состав приложения к которому в качестве обоснования кадастровых работ необходимо включить заключение органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, содержащее информацию, подтверждающую,

что исходное (преобразуемое) здание соответствует характеристикам жилого дома блокированной застройки без необходимости проведения реконструкции.

При недостижении согласия по вопросам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на квартиры, блоки в доме блокированной застройки сособственник здания вправе обратиться суд в порядке искового производства к остальным сособственниками указанного здания с требованиями о государственном кадастровом учете помещений, признании прав на них и прекращении права общей собственности на данное здание.

При этом обращаем внимание, что при разделе жилого дома на блоки и земельного участка под ним необходимо учитывать вид разрешённого использования земельного участка, на котором он расположен, поскольку, как отмечено выше, земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Богатырева Т.А., главный специалист-эксперт

отдела организации, мониторинга и контроля

Управления Росреестра по Алтайскому краю

  • 19.11.2019 08:12
  • Новости Росреестра
  • 14 Прочтений
Красноярский край – лидер среди субъектов РФ по количеству особо охраняемых природных территорий федерального уровня
  • 19.11.2019 06:00
  • Новости Росреестра
  • 10 Прочтений

В Хакасии чаще всего нарушают права работников в сфере трудовых отношений предприятия ЖКХ и предприятия-банкроты. Контроль за нерадивыми работодателями второй год ведет Межведомственная рабочая группа, созданная при Прокуратуре РХ. В нее входят также специалисты Государственной инспекции труда в РХ, министерства труда и занятости РХ, МВД по РХ, СУСК РФ по РХ, УФНС РФ по РХ, УФССП РФ по РХ, Федерации профсоюзов РХ, Управления Росреестра по РХ.

  • 19.11.2019 03:00
  • Новости Росреестра
  • 16 Прочтений
С 1 ноября 2019 года вступило в силу одно из нововведений Федерального закона от 02.08.2019 № 286-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ЗаконВ В В В В В В В В В В В В В В В В В № 286-ФЗ), которое регламентирует уведомление собственников о поступлении заверенных электронных документов на отчуждение права собственности.
  • 19.11.2019 03:00
  • Новости Росреестра
  • 15 Прочтений
Управление Росреестра по Иркутской области: задолженность по заработной плате на предприятиях-банкротах Иркутской области превышает 260 млн рублей
  • 19.11.2019 03:00
  • Новости Росреестра
  • 10 Прочтений
Управление Росреестра по Иркутской области: задолженность по заработной плате на предприятиях-банкротах Иркутской области составляет 260 млн рублей
  • 18.11.2019 21:00
  • Новости Росреестра
  • 10 Прочтений

       14.11.2019 должностные лица Управления Росреестра по Курской области приняли участие в заседании рабочей группы по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации по согласованию прохождения проектной границы и выявления разногласий при сопоставлении границ между Курским и Орловскими кадастровыми округами.

  • 18.11.2019 20:32
  • Новости Росреестра
  • 11 Прочтений

Управление Росреестра по Республике Татарстан провело IV благотворительный фестиваль

  • 18.11.2019 19:54
  • Новости Росреестра
  • 11 Прочтений
15 ноябряВ В 2019 года по инициативе Управления Федерального казначейства по Республике Коми и на его площадке проведена рабочая встреча.